Правовое просвещение

Правовое просвещение

Федеральный закон от 02.07.2021 № 310-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Ранее к условиям преимущественного приема детей на обучение в организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры, относилось проживание в одной семье и наличие общего места жительства.

Также установлено, что размер, условия и порядок денежных выплат обучающимся общеобразовательных организаций со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении соответствующих федеральных государственных органов, определяются Правительством РФ.

Прокурор Краснохолмского района

советник юстиции                                                                                Д.Г. Гудков

13.09.2021

Федеральный закон от 02.07.2021 № 302-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В частности, Лесной кодекс РФ дополнен такими понятиями, как "лесной комплекс", "лесное хозяйство", "лесная промышленность", "древесина и продукция из нее". Устанавливаются виды лесоматериалов, относящихся к необработанным лесоматериалам и обработанным лесоматериалам, закрепляется, что лесоперерабатывающая инфраструктура относится к объектам промышленной инфраструктуры в соответствии с законодательством в сфере промышленной политики.

Также в новой редакции изложены некоторые статьи Лесного кодекса РФ, регулирующие вопросы освоения лесов, использования лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, права собственности на древесину и продукцию из нее. Правительство РФ наделяется полномочием по установлению перечня продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости.

Корреспондирующие изменения внесены в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ.

Кроме того, определено, что в целях проведения таможенного контроля в отношении древесины и продукции ее переработки осуществляется сопоставление данных, содержащихся в автоматизированной базе таможенных органов, с данными, содержащимися:

в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, - до 1 января 2023 года;

в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса, - с 1 января 2023 года.

Предусматривается, что указанное положение вступает в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Прокурор Краснохолмского района

советник юстиции                                                                                Д.Г. Гудков

10.09.2021

Федеральный закон от 02.07.2021 № 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Согласно внесенным изменениям государственная регистрация акта гражданского состояния производится любым органом ЗАГС, по выбору заявителей (заявителя).

Правительством устанавливаются особенности госрегистрации рождения и госрегистрации смерти в случае поступления через Единый портал госуслуг заявлений, а также документов, являющихся основанием для совершения записи, в электронном виде.

В случае, если ребенок родился на судне, в самолете, в поезде или в другом транспортном средстве во время его следования, местом рождения ребенка теперь будет указываться место государственной регистрации рождения ребенка.

Устанавливается порядок ведения федеральных реестров в целях учета сведений о рождении, а также сведений о фактах смерти, ее причинах и структуре смертности.

 

 

Прокурор Краснохолмского района

советник юстиции                                                                                Д.Г. Гудков

09.09.2021

Федеральный закон от 02.07.2021 № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении"

Предусмотрено, в частности, что орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган регистрации прав, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.

До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.

В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения, если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.

Прокурор Краснохолмского района

советник юстиции                                                                                Д.Г. Гудков

08.09.2021

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 396 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей"

В соответствии с указом выплаты будут производиться в августе - декабре 2021 г. следующим категориям граждан:

одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих гражданство РФ (при условии достижения ребенком возраста 6 лет не позднее 1 сентября 2021 г.);

инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 до 23 лет, имеющим гражданство  РФ и обучающимся по основным общеобразовательным программам, либо одному из их родителей (законных представителей).

Получатели единовременной выплаты вправе обратиться в  ПФР за ее назначением до 1 ноября 2021 г.

 

 

Прокурор Краснохолмского района

советник юстиции                                                                                Д.Г. Гудков

07.09.2021

Указ Президента РФ от 26.07.2021 № 437 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

Установлено, что дети-инвалиды и лица, сопровождающие таких детей, как и инвалиды I и II групп, обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Прокурор Краснохолмского района

советник юстиции                                                                                Д.Г. Гудков

06.09.2021

В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (если работник выбрал электронную  форму формирования данных сведений).

Когда такие действия совершить невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения, работодатель обязан направить ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

В противном случае в соответствии со статьей 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок при незаконном лишении его возможности трудиться. Сам факт отсутствия у работника трудовой книжки расценивается как препятствие к трудоустройству.

Полагающаяся уволенному работнику выплата рассчитывается исходя из среднего заработка в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и право на ее получение возникает со следующего дня после увольнения, когда трудовая книжка не была выдана, за весь период задержки выдачи трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одной из сфер экономики, наиболее подверженных коррупционным проявлениям.

В целях противодействия таким проявлениям заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, предусмотренные Федерального закона от 05.03.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Одним из таких обязательных требований является отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона  о контрактной системе).

Указанным законом определено, что под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:

физическими лицами и индивидуальными предпринимателями – участниками закупки;

выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества, – участника закупки;

единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т.д.);

членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;

руководителем учреждения или унитарного предприятия;

иными органами управления юридических лиц – участников закупки.

При обнаружении конфликта интересов заказчик обязан отказать в заключении контракта.

Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожной сделкой, так как нарушает прямо установленный законодательный запрет и посягает на публичные интересы.

Соблюдение требований законодательства в указанной части при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволит избежать негативных последствий в виде судебных расходов, административных штрафов, а также финансовых потерь, связанных с исполнением незаконного контракта.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3 названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Минтруда Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике.

Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе: сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений; нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие; обзор типовых ситуаций конфликта интересов; типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционную хартию российского бизнеса.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                                        А.Ю. Хартовская

Работники могут быть уволены по такому основанию, как ликвидация организации-работодателя. В этом случае допускается увольнение, в том числе беременных работниц, а также работников в период их временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Не менее чем за два месяца до увольнения работодатель должен персонально и под подпись уведомить работников о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом работодатель должен выдать каждому работнику персональное уведомление. Если работник отказывается ставить подпись в уведомлении, работодатель оформляет соответствующий акт.

Для работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации, закрепляются законодательные гарантии получения всех причитающихся им выплат после прекращения деятельности юридического лица: устанавливается обязанность работодателя по выплате среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения, а также в исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения - за третий месяц после увольнения (или соответствующую часть среднего заработка пропорциональную периоду трудоустройства); работодателю предоставляется право выплатить увольняемому работнику единовременную компенсацию в размере двукратного месячного заработка.

В день прекращения трудового договора работодатель обязан также выплатить все причитающиеся работнику суммы, в частности заработную плату за отработанное время, компенсацию за все неиспользованные отпуска и выходное пособие. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в день увольнения выплатить не оспариваемую им сумму. Выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации.

Работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Для работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации, закрепляются законодательные гарантии получения всех причитающихся им выплат после прекращения деятельности юридического лица: устанавливается обязанность работодателя по выплате среднего месячного заработка за второй месяц после увольнения, а если длительность периода трудоустройства превышает два месяца, - за третий месяц со дня увольнения. В исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения - за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения (или соответствующую часть среднего заработка пропорциональную периоду трудоустройства).

Однако для них установлен более длительный период сохранения среднего заработка на период трудоустройства. В случае нарушения трудовых прав Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда или органы прокуратуры.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации) выражается в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба и может быть адресовано в любые органы власти, органы местного самоуправления, должностным лицам организаций, предприятий, гражданам, чьи интересы затрагиваются и которые обязаны или вынуждены на них реагировать.

Сообщение может быть передано устно, письменно, с использованием технических средств связи, лично, через других лиц.

Опасность преступления состоит в том, что дезорганизуется деятельность органов власти, сеется паника среди населения, отвлекаются силы правопорядка. Кроме того, причиняется материальный ущерб, состоящий из затрат органов правопорядка на проверку сообщения об акте терроризма, а также упущенной выгоды предприятий в результате приостановления работы.

Уголовная ответственность за данное деяние наступает с 14-летнего возраста.

Предусмотрено наказание от штрафа в размере 250 000 руб. до 10 лет лишения свободы, в случае если данное деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета - под строгим контролем.

К экстремизму (экстремистской деятельности) относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, то есть общественных или религиозных объединений либо иных организаций, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ).

Под публичными призывами понимают выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

За совершение преступления, предусмотренного статьей 280 УК РФ, установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет, а за совершение указанных деяний с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», - в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 454 «О внесении изменений в абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2393» установлена максимальная величина пособия по безработице в размере 12 130 рублей в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей - в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.

Постановлением предусматривается установление дифференцированного размера максимальной величины пособия по безработице применительно к периоду выплаты пособия по безработице, а не к периоду безработицы.

Так, внесенные изменения улучшают положение граждан, потерявших работу в связи с ликвидацией предприятия или сокращения штата, которым в первые три месяца выплачивается не пособие по безработице, а средняя заработная плата по прошлому месту работы.

Кроме того, изменения улучшат положение беременных женщин, оставшихся без работы, поскольку если период первых трех месяцев получения максимального пособия по безработице будет пересекаться со сроком выплаты пособия по беременности и родам, то выплата пособия по безработице будет перенесена на более поздний срок.

Поправки коснутся граждан, которые во время получения максимального пособия по безработице были призваны на военные сборы. Пособие по безработице они продолжат получать в максимальном размере после возвращения со сборов.

Действие постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Наркомания в наше время достигает масштабов эпидемии. Не прекращаются попытки распространения высококонцентрированных наркотиков. Новой угрозой стали синтетические наркотики. Это представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.

Противодействие этой угрозе является одним из ключевых элементов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Вместе с тем важное значение имеет профилактика наркомании, в том числе в молодежной среде. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Распространенность наркотиков в молодежной среде зависит от проводимой воспитательной работы в семье, учебных заведениях, организации свободного времени.

Призываем родителей, законных представителей, педагогов беседовать с детьми на эту тему, разъяснить им последствия употребления наркотика для организма, ответственность за совершение правонарушений и преступлений в этой сфере.

Расскажите им, что главой 25 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Максимальное наказание за совершение таких преступлений установлено вплоть до пожизненного лишения свободы.

Помимо этого, установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, появление в общественных местах в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних в возрасте до 16 лет.

Считаем, что участие граждан и институтов гражданского общества способно оказать большое влияние на сокращение предложений наркотиков и спроса на них.

Если вам известны факты продажи наркотиков, адреса наркопритонов, сведения о лицах, осуществляющих продажу наркотических средств и психотропных веществ, обращайтесь в прокуратуру или правоохранительные органы.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Во-первых, запрещается привлекать несовершеннолетних к работе с вредными или опасными условиями труда, подземным работам, а также к работе, выполнение которой может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

Условия труда несовершеннолетних должны отвечать законодательно утвержденным санитарным требованиям, продолжительность их рабочего времени и ежедневной работы должны быть сокращенными.

Кроме того, запрещается направление несовершеннолетних в служебные командировки, привлечение к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников).

Также запрещено включать в трудовой договор условие об испытании.

Не допускается привлечение несовершеннолетних к сверхурочной работе.

Основной оплачиваемый отпуск должен предоставляться ежегодно продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время. При этом по заявлению работника оплачиваемый отпуск за первый рабочий год должен быть предоставлен и до истечения шести месяцев непрерывной работы. Также недопустимы замена отпуска денежной компенсацией и отзыв из отпуска.

Не допускается заключение с несовершеннолетним договора о полной материальной ответственности.

Важно знать, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом родитель либо попечитель ребенка, а также орган опеки и попечительства вправе требовать расторжения трудового договора с учащимся, не достигшим возраста 15 лет, если работа оказывает негативное влияние на здоровье ребенка.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Противодействие коррупции – это деятельность не только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.

Противодействие коррупции не ограничивается лишь борьбой с коррупцией. Принимаются меры по профилактике коррупции, по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Важным является воспитание культуры непринятия коррупции, повышение юридической грамотности населения. Преступники часто пользуются незнанием гражданами законов для того, чтобы вымогать у них взятки.

Помните, что за дачу взятки и за посредничество во взяточничестве установлена уголовная ответственность вплоть до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки и до шестидесятикратной суммы взятки соответственно. А за получение взятки - вплоть до 15 лет лишения свободы со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

За мелкое взяточничество, т.е. за получение, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, предусмотрено наказание вплоть до 3-х лет лишения свободы.

При этом взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера или предоставления иных имущественных прав.

Важно знать, что лицо, давшее взятку либо совершившее посредничество во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию, пресечению преступления либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело по данному факту.

Полагаем, что участие граждан в контроле соблюдения законности в работе должностных лиц играет особую роль в деле борьбы с коррупцией. Гражданский контроль может принимать различные формы. Это и наблюдение на выборах, и защита прав потребителей, и антикоррупционная деятельность, например, уведомление правоохранителей о случаях коррупции.

Не умалчивайте ставшие известными Вам факты коррупции, сообщите в прокуратуру или правоохранительные органы.

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Для предотвращения противоправных действий по снятию денежных средств с банковского счета необходимо знать следующее.

Сотрудники банка никогда по телефону или в электронном письме не запрашивают: персональные сведения (серию и номер паспорта, адрес регистрации, им и фамилию владельца карты), реквизиты и срок действия карты, пароли или коды из СМС – сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены, логин, ПИН – код и CVV – код банковских карт.

Сотрудники банка также не предлагают: установить программы удаленного доступа (или сторонние приложения) на мобильное устройство и разрешить подключение к ним под предлогом технической поддержки (например, удаление вирусов с устройства), перейти по ссылке из СМС – сообщения, включить переадресацию на телефоне клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк, под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищенный счет», зайти в онлайн-кабинет по ссылке из СМС-сообщения или электронного письма.

Банк может инициировать общение с клиентом только для консультации по продуктам  и услугам кредитно-финансового учреждения. При этом звонки совершаются с номеров, указанных на оборотной стороне карты, на сайте банка или в оригинальных банковских документах. Иные номера не имеют никакого отношения к банку.

Необходимо учитывать, что держатель карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов и в этой связи избегать: подключения к общедоступным сетям Wi-Fi, использования ПИН-кода или CVV-кода при заказе товаров и услуг через сеть «Интернет», а также по телефону (факсу), сообщения кодов третьим лицам (в противном случае любые операции, совершенные с использованием ПИН – кода или CVV-кода, считаются выполненными самим держателем карты и не могут быть опротестованы).

При использовании банкоматов отдавайте предпочтение тем, которые установлены в защищенных местах (например, в госучреждениях, офисах банков, крупных торговых центров).

Перед использованием банкомата осмотрите его и убедитесь, что все операции, совершаемые предыдущим клиентом, завершены, что на клавиатуре и в месте приема карт нет дополнительных устройств, обращайте внимание на неисправности и повреждения.

Совершая операции, не прислушивайтесь к советам незнакомых людей и не принимайте их помощь.

При использовании мобильного телефона соблюдайте следующие правила:

при установке приложений обращайте внимание на полномочия, которые они запрашивают. Будьте особенно осторожны, если приложение просит права на чтение адресной книги, отправку СМС – сообщений и доступ к сети «Интернет»;

отключайте в настройках возможность использования голосового управления при заблокированном экране.

Применяя сервисы СМС-банка, сверяйте реквизиты операций в СМС-сообщении с одноразовым паролем от официального номера банка. Если реквизиты не совпадают, то такой пароль вводить нельзя.

При оплате услуг картой в сети «Интернет» (особенно при привязке к регулярным платежам или аккаунтам) требуется всегда учитывать высокую вероятность перехода на поддельный сайт, созданный мошенниками для компрометации клиентских  данных, включая платежные карточные данные. Обращаем ваше внимание на необходимость использования только проверенных сайтов, внимательного прочтения текстов СМС-сообщений с кодами подтверждений, проверки реквизитов операции.

В случае смены номера мобильного телефона или его утери свяжитесь с банком для отключения и блокировки доступа к СМС-банку и заблокируйте сим-карту, обратившись к сотовому оператору.

При возникновении малейших подозрений насчет предпринимаемых попыток совершения мошеннических действий следует незамедлительно уведомлять об этом банк.

02.06.2021

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236 УК РФ). Под санитарно-эпидемиологическими правилами понимаются нормативные акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, обеспечивающие безопасность для здоровья человека и среды его обитания.

Преступлением признается нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

За совершение такого преступления предусмотрена уголовная ответственность: штраф от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от одного года до восемнадцати месяцев; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет; ограничение свободы на срок до двух лет;

принудительные работы на срок до двух лет; лишение свободы на срок до двух лет.

Более строгое наказание наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

15.01.2021

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

В Российской Федерации за незаконный оборот наркотиков предусмотрена уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет, а за некоторые преступления - 14 лет.

Уголовный кодекс РФ содержит более 10 статей, предусматривающих ответственность за определенные деяния в данной сфере. Наиболее распространены такие преступления, как: за незаконные приобретение, хранение, перевозка и изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений, содержащих такие средства и вещества, совершенные в значительном, крупном и особо крупном размере (статья 228 УК РФ), незаконные их производство или сбыт, пересылка (статья 228.1 УК РФ), контрабанда таких средств, веществ, их аналогов, растений ( статья 229.1 УК РФ), склонение к потреблению наркотиков (статья 230 УК РФ), незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 231 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребления этих средств и веществ (статья 232 УК РФ).

За сбыт наркотических средств, совершенный группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно с использованием сети «Интернет», предусмотрено безальтернативное наказание в виде лишения свободы, а если это деяние совершено в особо крупном размере, то виновному может быть назначено пожизненное лишение свободы.

23.12.2020

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1639 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, не подлежащих категорированию» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры при уровне безопасности № 1 или 2 обязаны, в том числе:

назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности объекта (группы объектов) транспортной инфраструктуры;

провести обследование объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на нем мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства;

разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры по типовой форме;

разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, прилагаемые к паспорту объекта транспортной инфраструктуры.

22.12.2020

Помощник прокурора

юрист 1 класса                                                                              А.Ю. Хартовская