Правовое просвещение

Правовое просвещение

Приказ Минстроя России от 28.04.2025 № 258/пр «Об установлении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Хранению, обработке и предоставлению подлежит информация, размещаемая в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом                                             от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Предусмотрено, что при предоставлении содержащейся в системе информации, обязательное направление которой предусмотрено законодательством РФ, допускается передача содержащихся в системе персональных данных физических лиц в установленном порядке.

Собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в их личных кабинетах в системе предоставляется информация о начислениях, оплатах и показаниях приборов учета за последние 36 расчетных периодов.

Предоставление информации, содержащейся в системе, осуществляется в электронной форме в автоматизированном режиме в соответствии с правами доступа к системе.

Хранение информации в системе осуществляется оператором системы не менее 10 лет. 

Приказ Минстроя России от 28.04.2025 № 258/пр «Об установлении порядка хранения, обработки и предоставления информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Хранению, обработке и предоставлению подлежит информация, размещаемая в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом                                             от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Предусмотрено, что при предоставлении содержащейся в системе информации, обязательное направление которой предусмотрено законодательством РФ, допускается передача содержащихся в системе персональных данных физических лиц в установленном порядке.

Собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в их личных кабинетах в системе предоставляется информация о начислениях, оплатах и показаниях приборов учета за последние 36 расчетных периодов.

Предоставление информации, содержащейся в системе, осуществляется в электронной форме в автоматизированном режиме в соответствии с правами доступа к системе.

Хранение информации в системе осуществляется оператором системы не менее 10 лет. 

Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков»

В перечне таких признаков:

захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, или загрязнение указанной площади земельного участка отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами;

отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом, за исключением случаев, если судом установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство индивидуального жилого дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) индивидуальный жилой дом;

наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в случае, если на основании судебного акта или акта уполномоченного органа наложен арест, запрет на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и (или) разрешенным использованием, а также в течение времени, когда земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Настоящее постановление действует до 1 сентября 2031 г.

 Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков»

В перечне таких признаков:

захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, или загрязнение указанной площади земельного участка отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами;

отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом, за исключением случаев, если судом установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство индивидуального жилого дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) индивидуальный жилой дом;

наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в случае, если на основании судебного акта или акта уполномоченного органа наложен арест, запрет на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и (или) разрешенным использованием, а также в течение времени, когда земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Настоящее постановление действует до 1 сентября 2031 г.

 

Письмо Минприроды России от 19.05.2025 № 25-50/9131-ОГ
«О рассмотрении обращения»

В частности, разъясняется, что относится к твердым коммунальным отходам, крупногабаритным отходам.

Разъяснены определения понятий «контейнерная площадка», «контейнер», «бункер».

Отмечается, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов.

 

Письмо Минприроды России от 19.05.2025 № 25-50/9131-ОГ
«О рассмотрении обращения»

В частности, разъясняется, что относится к твердым коммунальным отходам, крупногабаритным отходам.

Разъяснены определения понятий «контейнерная площадка», «контейнер», «бункер».

Отмечается, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов.

Приказ СФР от 10.03.2025 № 276 «О внесении изменений в приказ Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. № 210»

Перечень дополнен следующими государственными услугами, связанными с реализацией прав на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей: рассмотрение заявления об изменении реквизитов счета в кредитной организации, по которым производится начисление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет из средств материнского (семейного) капитала; рассмотрение заявления об отказе в направлении средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми); рассмотрение заявления об уточнении размера и (или) сроков направления средств на оплату оказываемых организацией (индивидуальным предпринимателем) платных образовательных услуг, и (или) на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, и (или) на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации (у индивидуального предпринимателя); рассмотрение заявления о продлении срока подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Письмо Минстроя России от 24.04.2025 № 11728-ОГ/00
«Об обязанности обеспечивать проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета, а также их замену»

Поскольку обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета (ОДПУ), включая осмотры, техническое обслуживание, поверку, входит в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по надлежащей эксплуатации ОДПУ может квалифицироваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. В этой связи по фактам нарушения требований действующего законодательства потребителям услуг рекомендуется обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (органы государственного жилищного надзора)

Письмо Минстроя России от 24.04.2025 № 11728-ОГ/00 «Об обязанности обеспечивать проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание общедомовых (коллективных) приборов учета, а также их замену».

Поскольку обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета (ОДПУ), включая осмотры, техническое обслуживание, поверку, входит в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по надлежащей эксплуатации ОДПУ может квалифицироваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 ЖК РФ. В этой связи по фактам нарушения требований действующего законодательства потребителям услуг рекомендуется обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (органы государственного жилищного надзора).

Приказ Минздрава России от 14.04.2025 № 213н
«Об утверждении порядка оказания несовершеннолетним медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

Порядок распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительным общеразвивающим программам, вне зависимости от организационно-правовой формы.

В приложениях к Порядку приводятся положение об организации медицинского пункта образовательной организации, рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников и стандарт оснащения такого медпункта.

Настоящий приказ вступит в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать до 1 сентября 2031 года. Утратит силу приказ Минздрава                       от 5 ноября 2013 года № 822н, изданный для регламентации аналогичных правоотношений.

Письмо Минобрнауки России от 21.05.2025 № МН-5/1010
«О направлении информации».

Отмечено, в частности, следующее: существенным условием договора о целевом обучении является обязательство заказчика целевого обучения по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки.

Меры поддержки включают в себя меры материального стимулирования, оплату профессионального обучения и дополнительного образования за рамками образовательной программы, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период целевого обучения и (или) другие меры.

Стороны договора о целевом обучении самостоятельно определяют перечень мер поддержки, однако он должен в обязательном порядке включать в себя материальное стимулирование в объеме не ниже размера государственной академической стипендии.

Материальное стимулирование в размере не менее минимального размера государственной академической стипендии осуществляется в отношении всех граждан, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и программам специалитета, вне зависимости от формы обучения, а также вне зависимости от уровня бюджета, за счет которого финансируется обучение.

Также сообщается, что назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда не может являться основанием для снижения или отмены материального стимулирования.

Кроме этого, представлен порядок расчета мер материального стимулирования на 2024/25 и 2025/26 учебные годы.

Приказ МЧС России от 22.04.2025 № 351
«Об определении Порядка назначения и осуществления ежемесячной социальной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2024 г. № 1110 «О ежемесячной социальной выплате детям отдельных категорий военнослужащих», в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Выплата производится каждому ребенку военнослужащего в размерах и на условиях, предусмотренных Указом № 1110.

Установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о назначении ежемесячной выплаты, а также порядок и сроки их рассмотрения.

Выплата, причитающаяся несовершеннолетнему ребенку военнослужащего, перечисляется на отдельный номинальный счет, открываемый его законным представителем (при безналичном способе получения ежемесячной выплаты).

Распоряжение Правительства РФ от 24.05.2025 № 1311-р
«Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня трудоустройства участников специальной военной операции и организации их профессиональной ориентации»

В перечне таких мероприятий: содействие в оформлении (восстановлении) документов, необходимых для трудоустройства; создание в регионах базы работодателей и рабочих мест для трудоустройства участников СВО; проработка вопросов стимулирования работодателей, трудоустраивающих участников СВО; оказание бесплатной юридической помощи участникам СВО и членам их семей по вопросам трудового законодательства; информирование граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, выполнявших задачи в ходе СВО, о возможности применения к ним постпенитенциарной пробации; проработка вопроса информационной поддержки мероприятий, направленных на укрепление имиджа работодателей, трудоустраивающих инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов из числа участников СВО.

Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»  (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации по адресу: http://minjust.ru/extremist-materials.

Федеральным законом от 13.06.2023 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в ст. 20.29 КоАП РФ. В соответствии с изменениями административная ответственность будет наступать за массовое распространение, производство, хранение не только экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, но и иных материалов, отнесенных к экстремистским. Данная норма закона действует с 24.06.2023.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ составляет три месяца.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Санкция статьи 20.29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

С 1 июля 2024 года Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)», согласно части первой которой отмеченное нарушение, совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности по ст. 20.35 КоАП РФ за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (насумму более 1 млн. руб.), наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Новый состав не касается нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса и транспорта, за которые предусмотрена отдельная ответственность по статьям 217.1 и 263.1 УК

Об уголовной ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, за совершение лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 настоящего Кодекса), предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если указанные действия повлекли за собой причинение по неосторожности смерть человеку, наказание в виде лишения свободы увеличивается на срок до 5 лет, в случае наступления смерти двух или более лиц предусмотрено до 7 лет лишения свободы, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Начало действия документа 01 июля 2024 года.

Объективной стороной преступления по статье 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации является фиктивная регистрация одного из трех названных лиц.

Субъективная сторона преступления имеет прямой умысел: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Мотивы преступления на квалификацию не влияют.

Субъектом преступления является гражданин Российской Федерации, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обладающее в органе регистрационного учета полномочиями по осуществлению регистрации сведений о месте жительства (пребывании) гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (пребывании), а равно иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации при условии осознания им фиктивного характера данной регистрации.

Фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (ФЗ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Понятие фиктивной регистрации применительно к иностранному гражданину и лицу без гражданства содержится в п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Нарушение режима пребывания (проживания) в России может выражаться в нарушении правил миграционного учета, правил транзитного проезда через территорию России, а также в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении иностранного гражданина от выезда из России по истечении определенного срока пребывания и т.д.

Преступление признается оконченным с момента осуществления регистрационных действий.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет; принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ответственность как исполнители несут не только лица, прямо указанные в законе и выполнившие объективную сторону преступления (фиктивно зарегистрированные гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), но и иные лица (в том числе собственники жилых помещений), совершившие действия, входящие в объективную сторону преступления.

Должностные лица и служащие органа регистрационного учета в соответствующих ситуациях являются субъектами служебного подлога (ст. 292 УК РФ).

Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ с 1 июля 2024 года вводена уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотренная статьей 217.3 Уголовного кодекса РФ.

Наказание последует за нарушение требований лицом, ранее неоднократно привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние в случае, если его действия (бездействие) повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть, либо причинило ущерб на сумму более 1 миллиона рублей.

Под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение 180 дней.

Меры наказания в зависимости от тяжести содеянного могут применяться в виде штрафа, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до семи лет. Одновременно виновное лицо может быть лишено судом права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Новый уголовный состав не касается нарушений на объектах топливно-энергетического комплекса и транспорта, за которые ответственность предусмотрена статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса РФ соответственно.

Следует учитывать, что конкретные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются уполномоченными органами в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Они дифференцируются в зависимости от характера деятельности или принадлежности таких объектов.

Так, например, с 12.03.2024 в действие вступили требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Минпромторга России, и актуализированная форма паспорта безопасности этих объектов (территорий). Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 258

Принят Федеральный закон от 09.11.2024 № 384-ФЗ с изменениями в статью 63 Уголовного кодекса РФ, которая дополнена новым пунктом «у». Отягчающим уголовное наказание обстоятельством признается совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Другой Федеральный закон от 09.11.2024 № 387-ФЗ внес изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса РФ. С 20 ноября 2024 года деньги, ценности и иное имущество, полученные от организации незаконной миграции, подлежат конфискации. Основание – обвинительный приговор.

С 9 ноября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 09.11.2024                               № 383-ФЗ, который создает дополнительные механизмы противодействия незаконной миграции.

Изменения в статью 322.1 Уголовного кодекса РФ «Организация незаконной миграции» установили нижний предел санкций, что обеспечит соразмерность и неотвратимость наказания. Часть 2 дополнена квалифицирующими признаками: совершение деяния с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, Интернета.

Такие деяния отнесены к тяжким преступлениям, за совершение которых максимальное наказание – до 10 лет лишения свободы.

Новая часть 3 устанавливает повышенную ответственность за организацию незаконной миграции в составе организованной группы или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации. Это особо тяжкие преступления, максимальное наказание – лишение свободы до 15 лет (ранее до 7 лет) со штрафом от 3 до 5 млн рублей.

Максимальный срок лишения свободы за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев и лиц без гражданства увеличен с 3 до 5 лет. Введена повышенная ответственность за подделку документов, их изготовление или оборот группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение.

 Для иностранцев и лиц без гражданства, у которых нет законных оснований находиться в Российской Федерации, будет действовать режим высылки. Он предполагает ограничения и меры контроля. Новшества введут, чтобы незаконные мигранты выехали из страны либо урегулировали правовое положение в ней.

Режим высылки среди прочего повлечет запреты:

- покупать и регистрировать недвижимость и ТС;

- регистрировать юрлица;

- управлять ТС, получать водительские права;

- выезжать за пределы территории субъекта или муниципального образования, где иностранец проживает (пребывает), кроме выезда из РФ;

- вступать в брак;

- открывать банковские счета.

Такой режим станут применять к иностранцу, пока сведения о нем находятся в реестре контролируемых лиц.

 

Федеральный закон от 03.02.2025 № 2-ФЗ

Будут наказывать за продажу несовершеннолетним опасных бытовых товаров с газом, которые включены в специальный перечень. Для граждан штраф составит от 200 тыс. до 300 тыс. руб., для должностных лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. руб., для юрлиц - от 1,5 млн до 2 млн руб.