Управление Росреестра по Тверской области

Росреестр

О Росреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

 

Контакты для СМИ
Макарова Елена Сергеевна
помощник руководителя
Управления Росреестра по Тверской области
+7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.rosreestr.ru
170100, Тверь, Свободный пер., д. 2

Управлением Росреестра по Тверской области в упрощённом порядке (по «гаражной амнистии») зарегистрированы права собственности на 20 земельных участков, расположенных под гаражами. Правообладателями земельных участков стали жители Твери, Кимр и Весьегонска. В рамках действия закона о «гаражной амнистии» по обращению граждан муниципалитеты вынесли постановления о предоставлении земельных участков под гаражами в собственность и самостоятельно направили заявления для регистрации прав в региональный Росреестр. Тем самым правообладатели гаражей не только бесплатно получили в собственность землю, но еще и были освобождены от уплаты госпошлины за регистрацию прав.

О том, как работает закон о «гаражной амнистии» в Верхневолжье, на какие именно объекты недвижимости он распространяется, кто может воспользоваться «гаражной амнистией» и какие документы необходимы для этого, рассказал руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов в ходе брифинга, который состоялся в ведомстве 21 октября.

От теории…

Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон о «гаражной амнистии») вступил в силу 1 сентября 2021 года. Документ, разработанный при участии Росреестра, призван внести ясность в регулирование вопросов оформления прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены. Положения «гаражной амнистии» действуют до 1 сентября 2026 года.

До указанной даты гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, имеет право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж. Кроме этого, воспользоваться законом о «гаражной амнистии» могут как наследники владельцев таких гаражей, а так и граждане, которые приобрели гаражи, возведенные до 30.12.2004, по соглашению у лица, подпадающего под «гаражную амнистию».

В соответствии с законом под гаражную амнистию попадают гаражи в случаях, если:
- объект связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (например, у объекта имеется фундамент);
- он создан из строительных материалов, используемых для капитального строительства, таких как кирпич, бетонные плиты и т.д.;

- у объекта имеется присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- у объекта имеются стены и крыша;

- объект был возведен на предоставленном (или выделенном иным образом) для его строительства земельном участке;

- гараж построен до введения в действие действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации (до 29.12.2004);

- гараж НЕ признан самовольной постройкой по суду или решению органа местного самоуправления.

Не попадают под «гаражную амнистию» объекты, признанные  самовольными постройками, гаражи вспомогательного использования к индивидуальным жилым и садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения, подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ.

 

К документам, позволяющим оформить в упрощенном порядке в собственность как гараж, так и земельный участок, на котором он расположен, относятся:
- любое решение органа власти (в том числе советского периода), подтверждающее, что ранее был предоставлен земельный участок под гаражом;

- старый технический паспорт на гараж, который был заказан для технической инвентаризации гаража;

- документы о подключении гаража к электрическим сетям или иным сетям инженерного обеспечения;
- справка или иной документ, подтверждающие выплату пая в гаражном кооперативе;
- документы о наследстве, если гараж принадлежал наследодателю (отцу, матери, дедушке, бабушке, иным родственникам);

- решение общего собрания гаражного кооператива, подтверждающее распределение гражданину гаража;

- документы, подтверждающие приобретение гаража у другого лица.

Если у гражданина нет указанных в рекомендациях документов, это не означает, что он не сможет оформить гараж. Региональные органы власти наделены полномочиями по определению дополнительного перечня документов, на основании которых человек может зарегистрировать гараж по «гаражной амнистии».

…к практике

Существуют 4 различных случая, в которых возможно оформление прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, расположенные под ними, в упрощённом порядке:

- если земельный участок не стоит на кадастровом учете, а гараж стоит на кадастровом учёте;

- если в отношении земельного участка и гаража уже осуществлён кадастровый учёт;

- если земельный участок и гараж не стоят на кадастровом учёте;

- если гараж не является объектом капитального строительства.

Во всех случаях органы местного самоуправления, являясь представителем собственника, должны подавать заявления на регистрацию прав исключительно в электронном виде. При этом собственник не оплачивает государственную пошлину за регистрацию прав, как на гараж, так и на земельный участок, расположенный под ним.

Однако граждане должны иметь в виду, что если земельный участок под гаражом не поставлен на кадастровый учёт, его необходимо образовать. Для этого нужно будет обратиться к кадастровому инженеру, заключив с ним договор подряда на проведение кадастровых работ. Помимо схемы расположения границ участка под гаражом, кадастровый инженер подготовит межевой план земельного участка и технический план гаража (при необходимости).

В ходе брифинга Николай Фролов отдельно затронул ситуацию, связанную с гаражами, не являющимися объектами капитального строительства (так называемые «гаражи-ракушки»).

Положениями закона о «гаражной амнистии» установлено, что земельные участки под гаражами, не являющимися объектами капитального строительства, в собственность граждан ОМСУ не предоставляются, следовательно, права на такие участки не регистрируются. В рассматриваемом случае земли и земельные участки, занятые некапитальными гаражами, используются гражданами за плату на основании утверждаемой ОМСУ схемы размещения таких объектов.

Земельный участок под некапитальным гаражом может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно исключительно в случае соблюдения в совокупности следующих условий:

- участок находится в фактическом пользовании гражданина и образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования кооперативу и такое право кооператива не прекращено либо переоформлено на право аренды;

- гражданин является членом вышеуказанного кооператива и участок под некапитальным гаражом распределено ему на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

«Законом о "гаражной амнистии" предусмотрено, что муниципалитет утверждает схему размещения некапитальных гаражей на своей территории, которой будет достаточно для того, чтобы размещать новые некапитальные гаражи и продолжать использовать старые. Ранее такого механизма не существовало, какие-либо гарантии сохранения некапитального гаража отсутствовали. С 1 сентября 2021 года факта включения некапитального гаража в схему достаточно для того, чтобы гражданин спокойно продолжал его использовать или разместил новый "гараж-ракушку"»,- отметил Николай Фролов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации использование земли является платным. Бесплатное использование предусматривается в основном для льготных категорий граждан. В этой связи закон «о гаражной амнистии» гарантировал бесплатное использование земли для размещения «гаражей-ракушек» инвалидам. Для других граждан, не относящихся к льготным категориям, размер платы за использование земель для размещения некапитальных гаражей должен быть установлен Правительством Российской Федерации (за федеральные земельные участки), субъектами Российской Федерации (за региональные земельные участки и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена), муниципалитетами (за муниципальную собственность).

Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрировано право собственности на 12 земельных участков, расположенных под гаражами в упрощённом порядке (по «гаражной амнистии»). Правообладателями земельных участков стали жители Твери, Кимр и Весьегонска. В рамках действия закона о «гаражной амнистии» по обращению граждан муниципалитеты вынесли постановления о предоставлении земельных участков под гаражами в собственность и самостоятельно направили заявления для регистрации прав в Управление Росреестра по Тверской области. Тем самым правообладатели гаражей не только получили бесплатно в собственность землю, но еще и были освобождены от уплаты госпошлины за регистрацию прав.

Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон о «гаражной амнистии») вступил в силу 1 сентября 2021 года. Документ, разработанный при участии Росреестра, призван внести ясность в регулирование вопросов оформления прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены. Положения «гаражной амнистии» действуют до 1 сентября 2026 года.

До указанной даты гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (13.12.2004), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен гараж.

На какие именно объекты недвижимости распространяется «гаражная амнистия»?

В соответствии с законом под гаражную амнистию подпадают гаражи в следующих случаях:
- объект связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно (например, у объекта имеется фундамент);
- он создан из строительных материалов, используемых для капитального строительства, таких как кирпич, бетонные плиты и т.д.;

- у объекта имеется присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;
- у объекта имеются стены и крыша;

- объект был возведен на предоставленном (или выделенном иным образом) для его строительства земельном участке;

- гараж построен до введения в действие действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации (до 29.12.2004);

- гараж НЕ признан самовольной постройкой по суду или решению органа местного самоуправления.

Не попадают под «гаражную амнистию» объекты, признанные  самовольными постройками, подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, возведённые после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ.

Управлением Росреестра по Тверской области впервые зарегистрирована электронная сделка по договору купли-продажи, дистанционно заверенная двумя нотариусами. Предметом сделки стала квартира, расположенная в Тверской области.  При этом продавец и покупатель находились в двух разных субъектах – Тверской и Ленинградской областях.

 

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Возможность регистрации такого рода сделок стала прекрасной альтернативой для граждан в случае, когда стороны сделки находятся в разных городах или еще по каким-то причинам не могут встретиться для её совершения. При этом данный механизм существенно экономит время и финансы клиентов - заявителям больше не нужно нести расходы на передвижение между городами для совместного присутствия на сделке».

 

В данной ситуации продавец и покупатель квартиры обратились к удобному для себя нотариусу. В оговоренное время одновременно все стороны присутствовали у нотариуса, каждая – у своего. Нотариус Селижаровского нотариального округа Тверской области, с одной стороны, и нотариус Гатчинского нотариального округа Ленинградской области, с другой, проведя предварительную подготовку документов, установили между собой видеосвязь посредством защищенных каналов и в дистанционном режиме провели все необходимые процедуры, удостоверяя сделку. После этого документы в электронной форме были представлены в тверской Росреестр. Регистрация перехода права собственности прошла в течение одного рабочего дня.

Президент Нотариальной палаты Тверской области Денис Ефимов: «Возможность дистанционного удостоверения сделок у нотариусов появилась с 29 декабря 2020 года. Для нашего региона, как и для Ленинградской области, дистанционное  удостоверение сделки купли-продажи квартиры стало первым таким опытом. Учитывая все имеющие плюсы данного механизма, мы рассчитываем, что его применение с течением скорого времени станет вполне обычным явлением. При этом речь идет не только об удостоверении сделок с недвижимостью, но и сделок с долями в ООО, алиментных соглашений, соглашений о разделе имущества, а также брачных договоров».

 

Тверской Росреестр напоминает о необходимости регистрации ранее возникших прав

По данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в Тверской области
более 2,2 млн объектов недвижимости. Из них у 16,7% объектов отсутствуют записи об их правообладателях. Достаточно большую долю объектов без прав составляют жилые дома и помещения - их количество превышает 290 тысяч.

Наверняка, многие жители Верхневолжья, чьи права не зарегистрированы, задаются вопросами: для чего нужна регистрация права собственности на недвижимость? Можно ли обойтись без неё?

Наличие зарегистрированного права на недвижимость в ЕГРН позволяет каждому владельцу объекта недвижимости защищать свои права и интересы. Зарегистрированное право – это гарантия защиты недвижимого имущества от ряда мошеннических действий: недобросовестные лица не смогут подделать документы на Ваш объект недвижимости и произвести его отчуждение.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Действующее законодательство предполагает заявительный характер государственной регистрации прав и не устанавливает сроков обращения за такой регистрацией. Что касается ранее возникших прав (возникших до 31 января 1998 года), то они признаются юридически действительными и их регистрация – добровольное дело правообладателя. Тем не менее, государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Таким образом, зарегистрировав право на объект недвижимости в ЕГРН, собственник можно не волноваться за судьбу своего объекта и быть уверенным, что владение, пользование и распоряжение таким объектом находится под полной защитой государства».

Чтобы обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, правообладателю ранее учтённого объекта недвижимости необходимо прийти с паспортом и правоустанавливающим документом в любой офис МФЦ и написать соответствующее заявление. При регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости госпошлина за их регистрацию не взимается.

Как быть, если твой участок – в охранной зоне?

У собственника, как известно, есть не только права, но и обязанности. И потому владельцам земельных участков приходится зачастую искать ответы на многие вопросы. Например, выяснять все про обременения. Таковые, в числе прочего, возникают, если в землевладения попадают в зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).

Итак, для чего нужны ЗОУИТ, кто их определяет, и что это означает для собственника? Об этом рассказывает заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ольга Новоселова.

В общественно важных целях

- Ольга Александровна, откуда появилось это понятие – «зоны с особыми условиями использования территорий» и для чего вообще нужны эти зоны?

- В 2018 году в Земельный кодекс РФ была внесена новая глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий», которая и детализировала это понятие и связанные с ним правила.

Такие зоны устанавливаются в общественно важных целях, в том числе, для защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, обороны, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, охраны окружающей среды.

- То есть, если по участку проходит трубопровод, или над ним – линия электропередачи, здесь наверняка есть охранная зона?

- И не только. Законом устанавливаются охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, трубопроводов, особо охраняемых природных территорий, военных объектов. Есть санитарно-защитные зоны предприятий, скотомогильников. Существуют приаэродромные территории, береговые и прибрежные защитные полосы, водоохранные зоны. Все их виды перечислены в ст. 105 Земельного кодекса РФ и некоторых других федеральных законах.

Норматив на каждый случай

- И что это означает для собственника недвижимости?

- Это означает ограничение использования участка в границах ЗОУИТ.  Например, может быть установлено обязательное согласование строительства или даже его полный запрет на соответствующей части земельного участка. Конкретное содержание ограничения зависит от вида ЗОУИТ, на каждый случай есть отдельные нормативно-правовые акты.

- А кто устанавливает эти зоны и ограничения?

- Вот как раз сейчас Правительством Российской Федерации утверждаются положения о каждом виде ЗОУИТ, во избежание разночтений и правовых неточностей. И, конечно, определяется ведомство, которое будет заниматься каждым видом ЗОУИТ. Например, водоохранная зона и прибрежная защитная полоса находятся в ведении  Федерального агентства водных ресурсов, а также органов власти субъектов РФ.  А охранная зона памятника культуры – Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия.

Изучи план

- Как можно узнать, попадает ли твой участок в число таких территорий?

- Информация о ЗОУИТ отражается в генеральных планах и схемах территориального планирования муниципальных образований. Также ее можно увидеть на картах градостроительного зонирования, в проектах планировки и проектах межевания территории, в градостроительном плане земельного участка. Кстати, в градостроительном плане может быть также указан объект, к которому и относится зона. Иногда границы ЗОУИТ обозначаются на местности специальными знаками. И конечно, эта информация подлежит внесению в ЕГРН.

А строить можно?

- Это все как-то скажется при проведении сделок с недвижимостью, регистрации права собственности?

- Конечно же сведения ЕГРН учитываются регистратором. К примеру, если в охранной зоне запрещено строительство, а владелец этим ограничением пренебрег, и дом там все-таки построил, в постановке объекта на кадастровый учёт и регистрации на него права собственности будет отказано. Вот именно поэтому, перед тем, как приступить к стройке, нужно точно прояснить этот момент: не попадает ли часть вашей земли в охранную зону.

- Это можно сделать только через ЕГРН?

- Не только, можно уточнить информацию по разным источникам. Например, помимо выписки из ЕГРН, направить запрос в местную администрацию. И даже нужно: ведь если кто-то что-то недовыяснил и недопонял, последствия могут быть серьезными. Владельца постройки могут в лучшем случае обязать привести ее в соответствие с установленными ограничениями, компенсировать убытки, нанесенные этим строительством, а то и снести сооружение. Подобные споры решаются в судебном порядке.

- То есть, строить на участке с ЗОУИТ нельзя?

-  Отнюдь. Просто нужно очень грамотно и внимательно все распланировать. Если охранная зона занимает часть земли, то никто не запретит вам использовать по назначению остальную территорию. Ну и потом, разные виды охранных зон подразумевают разный объем ограничений. Владельцу нужно все это выяснить в каждом конкретном случае.  Кстати, это полезно еще и с точки зрения налогообложения: ведь наличие ЗОУИТ является важным ценообразующим фактором, который учитывается при определении кадастровой стоимости объекта, и это влияет на сумму налога.

- А если владелец с особыми условиями использования территории зоны не согласен? Он может это оспорить, обратившись в Росреестр или кадастровую палату?

- Нет, ни  Росреестр, ни филиал кадастровой палаты не уполномочены самостоятельно изменять сведения об охранных зонах без соответствующего акта. Вот если он будет, тогда дело другое. Так что со всеми вопросами по поводу изменения границ ЗОУИТ для начала надо обратиться в организацию, издавшую акт об установлении зоны, а также к владельцу объекта, к которому эта зона относится.

Источник опубликования материала - https://vedtver.ru/news/society/stroit-ili-pahat-reshaet-ne-sobstvennik-zemli-kak-byt-esli-tvoj-uchastok-v-ohrannoj-zone/

13 октября специалисты Управления Росреестра по Тверской области посетили выставку «ТВЕРСКОЙ НОТАРИАТ. ИСТОРИЯ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ», организованную Нотариальной палатой Тверской области совместно с Тверским государственным объединенным музеем и приуроченную к 155-летию российского нотариата.

В начале мероприятия сотрудники тверского Росреестра посмотрели фильм об истории тверского нотариата, узнали много интересной информации о его становлении в  дореволюционный период, деятельности в советскую эпоху, а также восстановлении частной нотариальной практики в начале 90-х г. Далее экскурсию по выставке, сопровождаемую детальным повествованием  о  профессиональной и общественной деятельности выдающихся тверских нотариусов продолжила нотариус г.Твери Татьяна Картавенко. Татьяна Николаевна лично принимала участие в организации выставки - её вовлечённость в этот процесс прослеживалась в каждом слове.

Уникальные факты о жизни и деятельности тверских нотариусов  Диомида Карманова, Николая Ивановича Туполева, Николая Ильича Лебедева, Александра Александровича Червен-Водали, которые работали десятилетиями на благо жителей Тверской губернии, подтверждают фотографии и исторические документы с их подлинными автографами, представленные в виде планшетов.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Особый профессиональный интерес вызвали документы об имущественных приобретениях и оформлении прав собственности представителей различных сословий – жителей Тверской губернии. Эти документы наряду с личными вещами нотариусов, семейными архивами,  на наш взгляд, являются уникальной составляющей экспозиции. Мы благодарим коллег за предоставленную возможность глубокого погружения в историю тверского нотариата, позволяющую  в чём-то по-новому взглянуть на профессию нотариуса».

Президент Нотариальной палаты Тверской области Денис Ефимов: «Выставка охватывает все вехи развития тверского нотариата, кроме, пожалуй, одной – цифровой. И это новая страница в его истории, ведь с 2019 года действует законодательство о цифровом нотариате, по значимости не уступающее реформам XIX века. Сокращение сроков регистрации прав и сделок с недвижимостью по нотариальным документам в электронном виде до одного дня, регистрация по экстерриториальному принципу – это нынешние реалии, направленные на повышение качества и комфортности предоставления услуг нашим клиентам. Уверен, что именно благодаря цифровой трансформации взаимодействие нотариального сообщества с Росреестром станет еще более эффективным».

В Твери выставка будет работать в Тверском городском музейно-выставочном центре  до 7 ноября 2021 года, после чего в планах её организаторов проведение тура по нескольким городам области.

В Тверской области за внесение заведомо ложных сведений в межевой план кадастровый инженер оштрафован на 30 тыс. рублей

Нарушение, допущенное кадастровым инженером Ф., выявили специалисты Управления Росреестра по Тверской области при проведении проверки межевого плана земельного участка. Документ был подготовлен в связи с выделом земельной доли из земельного участка сельскохозяйственного назначения. На момент составления межевого плана образуемый земельный участок находился за пределами земель сельскохозяйственного назначения, в границах населённого пункта. По сути, кадастровый инженер проигнорировал  требования Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также  сведения, содержащиеся в Генеральном плане,  и внёс в межевой план заведомо ложные сведения, поскольку закон не допускает формирование земельного участка в счёт земельной доли из земель населённого пункта.

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Тверской области Елена Мухина: «Земельным кодексом РФ установлен приоритет сохранения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. Последствия такого образования земельного участка непосредственно для заказчика кадастровых работ заключаются в невозможности использовать данный участок в сельскохозяйственных целях на законных основаниях. Кроме того, здесь можно говорить о возможном нарушении прав иных собственников земельных участков, расположенных в границах населённого пункта».

Информацию о выявленном нарушении Управление Росреестра по Тверской области направило в Прокуратуру Тверской области, в результате  чего впоследствии кадастровый инженер судом был привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что при определении местоположения границ земельного участка кадастровым инженерам недопустимо следовать исключительно пожеланиям заказчика кадастровых работ. В случае, если заказчика это не устраивает, кадастровый инженер, руководствуясь, в первую очередь требованиями законодательства, обязан отказаться от их выполнения.

В ходе мониторинга наименований населённых пунктов Тверской области  на сервисе «Яндекс.Карты» Управлением Росреестра по Тверской области выявлено порядка 50 неточностей в наименованиях населенных пунктов Верхневолжья, противоречащих сведениям, содержащимся в Государственном каталоге географических названий*.

Так, в Удомельском районе деревни Попово-Еремковское (координаты 57,90 35,29) и Попово (координаты 57,96 35,40) перепутаны местами. Деревня Гречишниково в Андреапольском районе указана как Гречишнеково, а деревня Войбутская Гора Вышневолоцкого городского округа указана как Вейбутская Гора.

Поводом к проведению соответствующей проверки специалистами тверского Росреестра стало обращение, поступившее в адрес ведомства, о факте выявления неверных наименований населенных пунктов на территории Тверской области на сервисе «Яндекс.Карты».  Данный сервис активно используется водителями в качестве навигатора, и наличие в нем неверных наименований населенных пунктов приводит к случаям прибытия машин скорой помощи, пожарных машин и др., работающих по навигации, не по заявленному адресу.

Начальник отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Тверской области Ирина Бельская: «Управление Росреестра по Тверской области осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии, в том числе, за соблюдением установленных законодательством правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях, на дорожных знаках и иных указателях. Населённые пункты отнесены к географическим объектам, наименования которых, по сути, являются географическими названиями, присваиваемыми для их отличия и распознавания. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов недопустимы».

С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений ООО «Яндекс» было предложено принять меры по исправлению наименований в картографическом сервисе «Яндекс. Карты», на основании чего ряд наименований уже приведен в соответствие.

*Государственный каталог географических названий (ГКГН) создан в целях обеспечения единообразного и устойчивого употребления в Российской Федерации наименований географических объектов и сохранения указанных наименований. Работы по созданию и ведению ГКГН выполняет ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД». Реестры наименований географических объектов по каждому субъекту Российской Федерации обновляются на сайте https://cgkipd.ru/science/names/reestry-gkgn.php.

Вложения:
Скачать этот файл (2.jpg)2.jpg[ ]39 Кб

Молодёжный совет Управления Росреестра по Тверской области в рамках ведомственной общероссийской благотворительной акции «Месяц добрых дел» организовал сбор вещей для нуждающихся (многодетных и неполных семей, а также людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).

В течение недели сотрудники Управления приносили одежду, обувь, головные уборы. Основными требованиями, предъявляемыми к собираемым вещам, являлись чистота и хорошее состояние. Это было своего рода гарантией пригодности вещей для последующего их использования.

29 июля все собранные вещи на двух машинах были отвезены и переданы в пункт приёма и раздачи вещей нуждающимся, организованный Отделом социального служения и церковной благотворительности Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви.

Председатель Молодёжного совета Управления Росреестра по Тверской области Илья Пожаров: «В благотворительных акциях Отдела социального служения и церковной благотворительности Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви тверской Росреестр участвует вот уже пять лет подряд, начина с 2016 года. Речь идет не только о сборе вещей, но и о  благотворительных акциях "Дари радость к Рождеству" и "Соберём ребёнка в школу". Со своей стороны хочу выразить искреннюю благодарность всем коллегам, откликнувшимся на наше предложение о сборе вещей для помощи нуждающимся. Мы искренне рады, что эти вещи еще послужат людям».

Вложения:
Скачать этот файл (IMG_20210728_143728.jpg)IMG_20210728_143728.jpg[ ]4413 Кб
Скачать этот файл (IMG_20210729_115821.jpg)IMG_20210729_115821.jpg[ ]2480 Кб
Скачать этот файл (IMG_20210729_115847_1.jpg)IMG_20210729_115847_1.jpg[ ]2688 Кб

Более 450 электронных ипотек зарегистрировано Управлением Росреестра по Тверской области с начала июля в рамках реализации проекта «Электронная ипотека за один день». Регистрация первой электронной ипотеки в рамках данного проекта прошла 1 июля 2021 года.  Ипотечная сделка оформлена Тверским отделением № 8607 ПАО Сбербанк России в столице региона.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В июне мы провели совещание с представителями ведущих кредитных организаций региона, на котором выступили с предложением о внедрении на рынке недвижимости комплекса мероприятий, направленных на сокращение сроков осуществления государственной регистрации ипотеки до 1 рабочего дня по документам, поданным в электронном виде. Рады, что наше предложение было услышано и поддержано так быстро. В рамках реализации данного проекта Управлением установлены сокращённые сроки для рассмотрения электронных обращений. Мы нацелены на то, чтобы весь процесс оформления сделки с ипотекой занимал у заявителя один рабочий день при отсутствии оснований для приостановления или отказа в регистрации».

В сравнении с началом 2020 года в Росреестре произошёл резкий рост заявлений на регистрацию недвижимости в электронном виде. Так, доля электронной ипотеки увеличилась с 9% до 50%. Ключевую роль здесь играет сотрудничество с профессиональными участниками рынка, банковским сообществом.

Сбербанк России является крупнейшим потребителем услуг Росреестра среди кредитных организаций и девелоперских компаний, подающих заявки на получение услуг ведомства в электронном виде. В тверском регионе взаимодействие Росреестра и Сбербанка по электронной регистрации прав на недвижимое имущество, приобретаемого в ипотеку, было организовано в конце сентября 2016 года.

Управляющий Тверским отделением ПАО Сбербанк Виктор Аршинов: «При решении жилищных вопросов жители региона все чаще выбирают онлайн-сервисы. Большой популярностью среди клиентов банка пользуется сервис электронной регистрации сделок по покупке недвижимости, реализованный Сбером на площадке DomClick.ru. Он позволяет минимизировать контакты и время, а также экономить на ипотеке. Сбербанк предоставляет дополнительную скидку в размере 0,3 п.п. на ставку по ипотечному кредиту при использовании «Электронной регистрации». Благодаря совместному проекту с Управлением Росреестра по Тверской области процесс электронного оформления собственности на недвижимость станет еще удобнее и быстрее. Считаю, что сокращение сроков будет способствовать развитию регионального рынка недвижимости».

Проект «Электронная ипотека за 1 день» запущен Росреестром в 2020 году в рамках осуществления цифровой трансформации ведомства. Проект начался с четырех пилотных регионов. В настоящее время в него уже вовлечено 72 региона России, включая Тверскую область. До конца 2021 года услуга будет доступна во всех 85 субъектах РФ.

23 июля в Управлении Росреестра по Тверской области состоялся круглый стол с участием кадастровых инженеров на тему «Актуальные вопросы кадастрового учёта». Мероприятие прошло в рамках всероссийской акции Росреестра «Неделя кадастрового инженера», приуроченной к профессиональному празднику – Дню кадастрового инженера. Главным вопросом, вынесенным на обсуждение участниками круглого стола, стало проведение комплексных кадастровых работ (ККР) на территории Тверской области.

Проведение ККР в Верхневолжье стало возможным вследствие заключения соглашения в конце августа 2020 года между Росреестром и Правительством Тверской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на проведение комплексных кадастровых работ в 2021-2023 годах. В рамках данного соглашения субъектом Российской Федерации проводятся работы по уточнению местоположения границ земельных участков, установлению или уточнению местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправление массовых реестровых ошибок. В свою очередь, Росреестр в рамках соглашения проводит оценку эффективности использования регионом субсидии.

В 2021 году в Тверской области комплексные кадастровые работы проводятся на территории трёх муниципальных образований: Бежецком и Ржевском районах, а также Удомельском городском округе. Заказчиками выполнения работ выступили администрации данных муниципальных образований.

В настоящее время выполнение работ проходит непосредственно на территории садоводческих товариществ, где проводится уточнение местоположения границ земельных участков, расположенных на территории 89 кадастровых кварталов с общим числом объектов недвижимости 11,9 тыс. Срок окончания работ – середина декабря 2021 года.

Член Совета Ассоциации саморегулируемой организации «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» Олег Тюменев: «До 2021 года комплексные кадастровые работы в Тверской области ни разу не проводились, и наработанная практика по выполнению таких работ у нас пока отсутствует. Именно поэтому нашей общей задачей на сегодняшний день в данном направлении является выявление основных проблемных точек, а также определение путей их устранения».

 

Организация комплексных кадастровых работ является одним из подпроектов региональной Дорожной карты реализации мероприятий по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями». Успешное проведение комплексных кадастровых работ на территории муниципальных образований региона позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), за счёт внесения в него сведений о границах земельных участков, кадастровый учёт которых будет осуществлён.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Наличие этих сведений в ЕГРН обеспечит защиту собственности при совершении последующих сделок с недвижимостью, реализацию инвестиционных проектов, позволит включить в оборот используемые объекты недвижимости, что, в свою очередь, положительно скажется на наполняемости бюджета региона».

В рамках круглого стола также были рассмотрены вопросы осуществления государственного кадастрового учёта земельных участков в границах садоводческих некоммерческих товариществ и использования материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в том числе ортофотопланов, с которых сняты гриф «Секретно» и пометка «Для служебного пользования».

Кроме того, в преддверии праздника – Дня кадастрового инженера – состоялось награждение представителей кадастрового сообщества, достигших наиболее высоких результатов на профессиональном поприще, а также кадастровых инженеров, принявших участие в акции тверского Росреестра «Наследие Победы» по постановке на кадастровый учёт памятников воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Для справки:

День кадастрового инженера традиционно отмечается 24 июля. Дата выбрана не случайно – в этот день в 2007 году был принят Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», во многом изменивший систему учёта недвижимого имущества. Именно этим законом введено такое понятие, как «кадастровый инженер». В России этот праздник отмечается исполнителями кадастровых работ на протяжении уже 13 лет.

Такую информацию озвучил руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов в ходе выступления с докладом «О состоянии и использовании земель в Тверской области в 2020 году» на расширенном заседании Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям.

По данным Управления Росреестра по Тверской области на 1 января 2021 года площадь земель лесного фонда составляет 4863,1 тыс. га или 57,8 % от общей площади Тверской области (8420,1 тыс. га). Увеличение площади земель лесного фонда в 2020 году на 25,4 тыс. га произошло по двум причинам: вследствие перевода 6,6 тыс. га  из категории земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода 18,8 тыс. га из категории земель запаса в соответствии с распоряжениями Правительства Тверской области.

Перевод земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда направлен на выполнение задачи по развитию и декриминализации лесного комплекса, поставленной Президентом России Владимиром Путиным. В Тверской области работа по переводу заросших земель в лесной фонд, а также своевременной постановке этих участков на кадастровый учёт активизирована по поручению Губернатора Игоря Рудени. 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Решения о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения принимаются на заседаниях Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям. Как правило, участки, о которых идёт речь, покрыты лесом и непригодны для ведения сельскохозяйственного производства. Такая работа направлена сохранение лесных угодий Верхневолжья, а также целевое использование ресурсов».

Сбор информации о состоянии и использовании земель ежегодно осуществляется Управлением Росреестра по Тверской области в рамках исполнения государственной функции по государственному мониторингу земель. Учёт наличия земельных ресурсов по категориям, видам угодий и формам собственности ведётся в соответствии с единой системой учёта, принятой в Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2021 года в состав Тверской области входит 22 муниципальных образования (районы), 9 муниципальных округов, 11 городских округов (в т.ч. 2 закрытых административных территориальных образования), 191 муниципальное образование (30 городских и 161 сельское поселение), 9561 насёленный пункт (23 города, 244 поселка, 9294 иных населённых пункта).

В структуре земельных ресурсов тверского региона, помимо земель лесного фонда, 31,2% (2627,7 тыс. га)  территории занимают земли сельскохозяйственного назначения. На долю земель населённых пунктов (412,2 тыс. га) и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны и земель иного специального назначения (121,9 тыс. га) приходится 4,9% и 1,4% соответственно. Оставшиеся категории – это земли особо охраняемых территорий, земли запаса, водного фонда, которые занимают от 1% до 2% от общей площади.

 

Ознакомиться с докладом о состоянии и использовании земель в Тверской области  в 2020 году можно в региональном блоке информации Управления на сайте Росреестра.

Этот профессиональный праздник в нашей стране зародился относительно недавно, всего 13 лет назад. Дата выбрана не случайно — 24 июля 2007 года был принят Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», во многом изменивший систему учета недвижимого имущества. Именно этот закон ввел понятие «кадастровый инженер». Без участия этих специалистов невозможно решить многие важные земельно-имущественные вопросы.

Количество сделок с недвижимостью растет из года в год, а значит, услуги этих специалистов всегда будут востребованы. Раньше этой деятельностью занимались землеустроители. Именно они передавали свой опыт новоиспеченным специалистам. Таким наставником стал и наш земляк, заслуженный землеустроитель Российской Федерации, почетный землеустроитель России Василий Соболев.

У Василия Ивановича очень богатая биография. После окончания Московского института инженеров землеустройства его отправили в Алма-Атинскую землеустроительную экспедицию Казахской ССР, где он проработал до 1968 г. старшим инженером-землеустроителем. Довелось ему трудиться также в Монгольской Народной Республике.

В конце 1980-х годов он из Казахстана переехал в Калинин, где его знания и опыт были востребованы. Весной 1989 года его избрали директором Тверского землеустроительного проектно-изыскательского предприятия «РОСНИИЗЕМПРОЕКТ», где проработал около 14 лет. За это время он успел принять участие во многих проектах и накопить интересные воспоминания. Один из эпизодов профессиональной деятельности ему запомнился особо.

В 2007 году Василий Соболев с группой специалистов Тверского филиала «ВИСХАГИ» выполнял работы по постановке на кадастровый учет земель Гослесфонда на территории Середкинского сельского поселения Пеновского района. Для согласования границ смежных землевладельцев и землепользователей с землями Гослесфонда в газете Пеновского района было опубликовано объявление с указанием даты и места проведения собрания.

— Спустя несколько дней после этого ко мне в тверской офис предприятия пришли два старца с посохом и деревянным двухметровым крестом, — рассказывает Василий Иванович. — Это были священнослужители храма Иконы Божией Матери «Знамение», который расположен в селе Ветожетка Пеновского района. За чаепитием я выяснил цель прихода священнослужителей. Они представили план земель владения храма, выполненный около 1900 года по всем правилам. В составе земель плана преобладали в основном лесные угодья. И заявили, что нужно восстановить принадлежность земель в собственность храма Иконы Божией Матери «Знамение», прекратить вырубку лесов.

Василий Соболев проверил данные. После введения в компьютер материалов топосъемки владения храма и наложения на фотоплан масштаба 1:10000, изготовленного в конце 70-х годов XX века, получили их полное совпадение (р. Ветожетка, просеки, тропы, болота, редины и т.д.).

— Результат такого совпадения вызывает гордость за наших коллег прошлых лет, изготовивших фотопланы, — восхищается Василий Иванович. — Я пожелал священослужителям удачи в реализации задумок по охране окружающей среды.

Материал подготовила Елена МАКАРОВА, помощник руководителя Управления Росреестра по Тверской области

Источник: https://vedtver.ru/news/society/k-zemle-podhodjat-so-svoej-merkoj-24-ijulja-v-rossii-otmechaetsja-den-kadastrovogo-inzhenera/

Управление Росреестра по Тверской области информирует, что с 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Федеральный закон определяет новые правила осуществления в нашей стране большинства видов государственного и муниципального контроля (надзора). 

Закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц. Правовой акт относится к «Регуляторной гильотине» – процедуре по пересмотру и отмене законов, оказывающих негативное воздействие на бизнес.

В отличие от Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, где субъектами проверки выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, законом № 248-ФЗ под контролируемыми лицами понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Новеллой также является обязательность проведения надзорным органом профилактических мероприятий, к которым относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование,  профилактический визит. Ранее в перечне надзорных мероприятий отсутствовало такое полномочие, как профилактический визит.

Также закон №248-ФЗ предоставляет Росреестру и его территориальным органам возможность проведения ряда контрольных (надзорных) мероприятий как с взаимодействием с контролируемым лицом, так и без взаимодействия с контролируемым лицом. К примеру, взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной выездной проверки. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Андрей Тяпкин: «Отличительной чертой принятого закона  является процедура досудебного обжалования решений федеральных органов государственного контроля (надзора). Данную процедуру в обязательном порядке проходят юридические лица и индивидуальные предприниматели, при этом пока она не распространяется в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность».

В настоящее время Управление Росреестра по Тверской области совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области приступило к осуществлению проверки достоверности сведений, представленных кандидатами в рамках избирательной кампании 2021 года.  Речь идёт о кандидатах на выборах трёх уровней: федерального (выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам), регионального (выборы Губернатора Тверской области, а также выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области седьмого созыва) и муниципального (основные и дополнительные выборы депутатов представительных органов 13 муниципальных образований).

Проверка проводится в рамках Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «В соответствии с действующим законодательством каждый кандидат в рамках избирательной кампании должен предоставить в избирательную комиссию сведения о принадлежащем ему, а также в случаях, предусмотренных законом, и членам его семьи недвижимом имуществе. Избирательная комиссия, в свою очередь, направляет в орган регистрации прав представление (запрос) о проверке достоверности данных сведений. С начала июля в адрес тверского Росреестра поступило семь таких запросов».

Напомним, в Единый день голосования 19 сентября 2021 года в Российской Федерации пройдут выборные кампании различного уровня. В Тверской области в этот день будут проходить выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва,  Губернатора Тверской области, а также депутатов регионального Законодательного Собрания седьмого созыва. Кроме того, в 13 муниципальных образованиях в Единый день голосования состоятся местные выборы.

На всех выборах федерального, регионального и муниципального уровня, проводимых в России и Тверской области, голосование будет трехдневным: проголосовать можно будет 17, 18 и 19 сентября с 8.00 до 20.00.

Росреестром и Правительством Тверской области заключено соглашение о взаимодействии в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда».  В рамках данного соглашения стороны организуют обмен сведениями о земельных участках, направленный на развитие экономики региона в интересах граждан и бизнеса.

     

Росреестр проводит работу по выявлению земельных участков, которые в дальнейшем могут быть использованы для строительства жилья. Речь идет о территориях, предназначенных для строительства как многоквартирных домов, так и малоэтажной застройки. В Тверской области на базе регионального  Управления Росреестра создан оперативный штаб по проведению анализа эффективности использования земельных участков и определению возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства на территории региона. На предварительном этапе оперативным штабом выявлено 13 земельных участков общей площадью 367,7 га для использования под индивидуальное жилищное строительство и строительство многоквартирных домов.

Планируется, что этапом, следующим после подписания соглашения, станет появление информации о таких земельных участках, расположенных в отдельных районах Тверской области, на Публичной кадастровой карте (ППК). В этих целях Росреестром был разработан новый сервис «Земля для стройки».

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Размещение данной информации на Публичной кадастровой карте в открытом доступе с самого начала предусмотрено в интересах граждан и потенциальных инвесторов. Мы активно работаем в данном направлении. Уже после подписания соглашения состоялось очередное заседание оперативного штаба, по результатам которого принято решение о разработке предложений по включению  новых административно-территориальных образований, которые будут привлекательны для развития жилищного строительства, а также предложений  по земельным участкам для включения в формируемый перечень в целях развития жилищного строительства».

В настоящее время аналогичные соглашения заключены Росреестром с 55 регионами. По состоянию на 1 июня 2021 года на ПКК размещены сведения о 526 земельных участках площадью 10533,21 га, пригодных для жилищного строительства (252 участка – под индивидуальное жилищное строительство и 274 – под строительство многоквартирных домов). Из них заявки поступили по 96 участкам. В конце июня  рамках сервиса «Земля для стройки» подписаны первые договоры аренды земельных участков.

Тверской Росреестр напоминает о необходимости использования сведений Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, при проведении кадастровых работ

Одной из причин вынесения решений о приостановлении государственного кадастрового учёта земельных участков является пренебрежение отдельными кадастровыми инженерами при подготовке технической документации необходимостью использования материалов государственного фонда данных (ГФД), полученных в результате проведения землеустройства.

В целях снижения количества приостановок по государственному кадастровому учёту и, соответственно, улучшения качества предоставляемых услуг Управление Росреестра по Тверской области еще раз обращает внимание заказчиков кадастровых работ (физических и юридических лиц), органов местного самоуправления, а также кадастровых инженеров на обязательность обращения к материалам ГФД при осуществлении государственного кадастрового учёта/учёта изменений любых земельных участков.

Для упрощения получения документов государственного фонда данных в Управлении разработан порядок предоставления документов ГФД для кадастровых инженеров и органов местного самоуправления по электронной почте. Процедура предоставления сведений ГФД в электронном виде в ведомстве успешно реализована с 2018 года. Так, за 5 месяцев 2021 года в части предоставления сведений из ГФД исполнено                            14,5 тыс. обращений, в том числе 6,9 тыс. обращений - по электронной почте, из них        1,6 тыс. обращений органов местного самоуправления и 5,3 тыс. обращений кадастровых инженеров.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Андрей Тяпкин: «Необходимость использования органами местного самоуправления материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, продиктована целым рядом причин. К примеру, без материалов ГФД не обойтись при проведении работ по описанию границ муниципальных образований, населённых пунктов и территориальных зон. Наряду с Единым государственным реестром недвижимости, ГФД является источником информации, необходимой органам местного самоуправления для проведения предварительного анализа при формировании земельных участков. При этом преимуществами электроники являются как качество предоставляемых материалов (речь идет об отсканированных в цвете копиях проектов перераспределения, заверенных электронной цифровой подписью), так и сокращённые сроки ответа на запрос».

Что же касается физических лиц, то благодаря заключению дополнительного соглашения о взаимодействии между ГАУ Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Росреестра по Тверской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, с середины 2019 года жители Тверской области, не являющиеся профессиональными участниками рынка недвижимости, имеют возможность получить из ГФД необходимые им документы, обратившись в ближайший офис МФЦ. Ранее документы ГФД предоставлялись заинтересованным лицам при личном обращении в Управление или по почте.

Справочно:
Государственный фонд данных формируется на основе землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства. Информация, содержащаяся в ГФД, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Документы ГФД используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Документы ГФД могут быть предоставлены в виде:
- копий,

- оригиналов или их копий, заверенных Управлением или его территориальным отделом, для непосредственного изучения по месту их нахождения,
- выписок,

- выкопировок.

Многих владельцев жилых и садовых домов, а также граждан, планирующих возвести дом на своём земельном участке, интересуют последние изменения в законодательстве, упрощающие процедуру регистрации таких домов.

Как было

Напомним, что порядок оформления жилых и садовых домов в последнее время не раз менялся. Три года назад для строительства индивидуального жилого дома требовалось получить разрешение на строительство. Для строительства на садовом участке такого разрешения не требовалось.

Позже, с 4 августа 2018 года и для жилых и для садовых домов был установлен «уведомительный» порядок оформления, когда застройщик направлял в местную администрацию уведомления о начале и об окончании строительства, а в ответ получал уведомления о соответствии или несоответствии параметров объекта требованиям законодательства (данный порядок получил закрепление в статье 51.1, частях 16 – 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статье 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ). С недавнего времени соответствующие полномочия перешли от местных администраций к Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области.

Что сейчас

В настоящее время «уведомительная» процедура стала добровольной.  Оформить жилой или садовый дом можно вовсе не обращаясь в уполномоченный орган: с 2 августа 2019 года такая возможность появилась для оформления жилых и садовых домов, расположенных на садовых земельных участках, а с 19 декабря 2020 года – и для жилых домов, расположенных на участках для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Правда, действовать такой упрощённый порядок будет до 1 марта 2026 года.

Итак, в соответствии с частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если Вы построили или планируете построить на принадлежащем Вам на законных основаниях земельном участке (с соответствующим видом разрешённого использования) жилой или садовый дом, по окончании строительства достаточно обратиться к кадастровому инженеру в целях подготовки им технического плана здания. В технический план включается заполненная собственником декларация об объекте недвижимости (по форме, утверждённой Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953) или проектная документация, если собственник изъявил желание изготовить такую документацию перед началом строительства. В тверской Росреестр необходимо подать заявление об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на построенное здание, приложив к нему технический план. При этом, если Ваше право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, одновременно с вышеуказанными документами потребуется представить правоустанавливающий документ на данный земельный участок (часть 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 №    218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Предварительно за государственную регистрацию прав необходимо оплатить государственную пошлину.

Документы в Росреестр можно подать через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), а также в электронном виде или иным способом, предусмотренным статьёй 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Тверской области Елена Мухина: «Хотелось бы обратить внимание жителей Верхневолжья на то, что при строительстве жилого или садового дома необходимо строго соблюдать параметры разрешённого строительства, закреплённые в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и градостроительном регламенте, являющемся составной частью правил землепользования и застройки, принятых в соответствующем муниципальном образовании. Также при строительстве необходимо учитывать расположение в пределах земельного участка зон с особыми условиями использования территории и иные существующие обременения».

29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г.
№ 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости*.

Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.

Муниципалитеты проведут всю необходимую работу - самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом по электронной почте, а также по адресу регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания (в отношении физлиц) или по адресу юридического лица в пределах его нахождения (в отношении юрлиц). Помимо этого,  они самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих сведений.

 «В целях оказания помощи органам местного самоуправления на предварительном этапе подготовки к вступлению в силу 518-ФЗ тверским Росреестром сформирован перечень объектов, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав, - отмечает руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов.Таких в нашем регионе выявлено свыше 395 тысяч. Так что работа предстоит масштабная».

Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей. Наоборот, наличие таких сведений в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести в ЕГРН контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса). Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.

При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31 января 1998 года, на объект недвижимости не взимается.

Новый закон также предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.

*Ранее учтёнными объектами недвижимости являются те объекты, технический или государственный учёт которых был осуществлен до 1 марта 2008 года, а также объекты, не стоящие на учёте, но права на которые были зарегистрированы под условными номерами и до сих пор не прекращены.