Объявления

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами законодательство о защите прав потребителей не применяется. Данная позиция обусловлена тем, что адвокатская деятельность не является коммерческой деятельностью. Вместе с этим, указанное положение не распространяется на иных лиц, оказывающих юридические услуги на коммерческой основе.

Как правило, юридические услуги оказываются потребителю на основании договора оказания юридических услуг. В зависимости от характера оказываемых услуг договор по своей сути может быть, в частности, договором возмездного оказания услуг, договором поручения либо содержать элементы обоих видов договоров (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 971 ГК РФ).

Исполнитель обязан оказать юридические услуги, качество которых соответствует договору. Если условия о качестве в договоре отсутствуют, услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям и быть пригодными для целей, для которых они обычно используются.

Потребители могут столкнуться с тем, что юридические услуги оказываются им ненадлежащим образом (например, нарушаются сроки оказания услуг, качество услуг не соответствует условиям договора, обязательства не исполняются в полном объеме, в частности не осуществляется представление интересов в суде в соответствии с условиями договора) (п. п. 1, 2 ст. 4, ст. 27 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"[1]).

Если юридические услуги оказаны ненадлежащим образом, потребителю необходимо обратиться к исполнителю с соответствующей претензией. Претензия составляется в свободной форме, в ней рекомендуется указать, в частности, следующую информацию (п. 1 ст. 31 Закона № 2300-1):

– сведения об исполнителе и потребителе;

– основания предъявления претензии и обстоятельства, на которых вы основываете свои требования;

– ваши требования;

– срок ответа на претензию, а также указание на намерение обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке. Требования потребителя, в частности, о возмещении расходов по устранению недостатков оказанных услуг своими силами или силами третьих лиц, о возврате уплаченной за услуги денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования;

– способ перечисления денежных средств;

– дату и подпись отправителя претензии.

Если исполнитель отказывается удовлетворить заявленные требования добровольно, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд (п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1).

Для этого потребуется подготовить и подать исковое заявление. Помимо требований, указанных в разд. 1, вы вправе также требовать, в частности, компенсацию морального вреда и взыскание неустойки (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ; ст. 15, п. 5 ст. 28, п. 3 ст. 31 Закона № 2300-1).

При рассмотрении дела судом учитываются, в частности, наличие подписанного между сторонами акта об оказании юридических услуг, отчеты исполнителя о проделанной работе, доказательства, подтверждающие подачу подготовленных исполнителем документов (заявлений, жалоб, исков) в соответствующие органы и пр.

При этом бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору, по общему правилу лежит на исполнителе (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона № 2300-1; п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

В случае удовлетворения судом ваших требований, которые не были выполнены «продавцом» юридической услуги добровольно, суд взыскивает с «продавца» юридической услуги штраф в размере 50% присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17).

 

[1] Далее – «Закон №2300-1».