Достопримечательности

Сегодня каждый, проезжающий на автомобиле или автобусе из Твери в Красный Холм или обратно, может видеть эти производящие впечатление развалины.
Все это видят. А все ли задают себе вопрос: что ЭТО?
Это – Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, находящийся в таком состоянии около 80 лет. Когда-то он был процветающей духовной тверской твердыней, культурно-историческим памятником всероссийского значения. Сейчас же, седая старина Краснохолмской обители, пережив столетия, одним своим существованием свидетельствует: я не сон, я не вымысел, когда-то я цвела, а сейчас вы видите меня увядшей, и моё величественное увядание – доказательство былой славы. Взглянув на то, что чудом сохранилось из монастырских построек, задаешься вопросом – что произошло с монастырём и со всеми нами?.. Ведь не иноземные оккупанты сделали это, а мы сами, своими собственными руками разрушили эту красоту. Но не нужно забывать, что Антониев монастырь дал жизнь селу Спас на Холме.
Судьба одной из самых богатых и знаменитых обителей допетровской Руси - Краснохолмского Антониева монастыря, со времени основания которого прошло 550 лет, не только частица истории Русской Церкви, но и истории русского народа и русского государства. Основан Антониев Краснохолмский монастырь был в 1461 г., в княжение Великого князя Василия Васильевича Тёмного, одиноким подвижником Антонием, который держал путь в полуденную сторону мимо этого тогда еще пустынного места из Кирилло-Белозерского монастыря, и по промыслу Божиему заболел и исцелился, а потом остался здесь, чтобы создать знаменитую на всю Русь обитель. Куда держал путь Антоний, теперь мы уже никогда не узнаем. Но пути Господни, как хорошо известно всякому христианину, неисповедимы.
Внесли свою лепту в исцеление страждущего лекари боярина Афанасия Васильевича Нелединского-Мелецкого, владельца здешних земель, внука приехавшего в Россию знатного литовца польской службы Станислава Мелецкого, принявшего православие и получившего от Великого князя в управление город Вологду и в вотчину деревни в Бежецком уезде, почитавшего своим особым долгом заботиться о монахах – тех, кто возложил на себя тяжелое бремя нести по грешной земле прообраз ангельского чина.
Не один час провели за неторопливыми беседами о райских блаженствах и адских терзаниях протянувший руку помощи и принявший ее. Афанасий Васильевич все больше проникался недюжинной личностью спасенного им инока. Да и сам монах посчитал Бежецкий Верх подходящим местом для своего дальнейшего служения Всевышнему: он стал упрашивать Афанасия Васильевича, чтобы тот разрешил ему поселиться в бежецких пределах. Нелединский-Мелецкий не заставил себя долго ждать и решил навсегда закрепить узы их духовной дружбы – на слиянии рек Неледины и Могочи он выделил иноку землю из своих владений для строительства часовни и кельи. Так начинался, или, если точнее, мог начинаться, согласно преданиям, Краснохолмский монастырь.
Благочестивая, полная аскетических подвигов жизнь подвижника привела к нему многих учеников, и вскоре ими была возведена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Слух о богоугодном житии старца Антония и его учеников быстро распространился по окрестным землям, и в новую обитель устремилось великое множество паломников. Возникла необходимость сооружения нового, более крупного храма. В 1481 году стал возводиться третий в Древней Руси каменный собор в честь Святителя Николая, Мирликийских Чудотворца (Никольский собор).
Строительство уникального памятника архитектуры XV века началось с благословления старца Антония и закончилось при его ученике и преемнике игумене Германе. Храм удался на славу! Здание было украшено многими иконами, бильно снабжено книгами и богатой утварью, а затем освящено.
Наличие в монастыре к концу XV века двух каменных зданий – собора и трапезной палаты с тёплой церковью ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Лишь такие крупные монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели, кроме каменного собора, ещё и каменную палату для трапез с храмом при ней.
Славная иноческим житием обитель привлекала столь значительное количество послушников и паломников, что в 1494 году началось строительство еще одного каменного храма, который и был вскоре освящен во имя св. Дмитрия Солунского. Это был период начала процветания обители. Последующее монументальное строительство в Антониеве монастыре относится к концу XVI и XVII вв. В 1592 году на территории монастыря вознесся храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1691 году над Святыми вратами появилась Вознесенская церковь.
В 1764 году построена надвратная церковь Иоанна Предтечи.
В начале XVI века Антониева обитель занимает все более видное место среди других русских монастырей. В это время здесь проживало самое большое количество братии, было немало сильных молитвенников. В числе братии появляются представители знаменитейших русских фамилий.
Как и другие обители, Антониев монастырь явился одним из центров русской культуры и русского просвещения. В 1917 году монастырское собрание насчитывало около трехсот рукописных и старопечатных книг. Сохранение библиотеки - подвиг монастырской братии, ибо в Смутное время обитель была разграблена, а многие ее постройки сожжены.
Монастырские постриженики занимали епископские кафедры в разных городах России. По некоторым сведениям, Иоасаф, бывший в 1647-1654 годах игуменом Антониева монастыря, стал Московским и Всея Руси патриархом Иоасафом II. Впрочем, так ли это, установить ныне весьма затруднительно, ибо о жизни патриарха Иоасафа II известно очень немного.
На протяжении всего XVII века в обители осуществлялось активное строительство. Благодаря усилиям старца Лаврентия, пришедшего из Соловецкого монастыря, был воздвигнут храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а в 1690 году к соборному Никольскому храму была пристроена церковь во имя Всех Святых. С XVI века Антониев монастырь имел два подворья - в Москве и Бежецке.
Более четырех веков согревала обитель молитвой сердца притекающих в монастырь верующих. К счастью, прекрасно сохранился монастырский архив и документация, из которой можно узнать, что высшая знать Древней Руси и России не оставляла его своим вниманием. Среди жертвователей обители были бояре Нелединский-Мелецкий, Романовы, Масловы, Зиновьевы, Бутурлины, Ловчиковы, князья Шуйские, Одоевские, Волконские, Щербаковы. На территории обители похоронены несколько поколений Шереметьевых. Посещал обитель и знаменитый церковный деятель прошлого столетия митрополит Филарет (Дроздов). Щедрые дары поступали и от представителей великокняжеской семьи Андрея Большого Углицкого (брат Ивана III) и сына Ивана III Семена Ивановича. Сам царь Иоанн Грозный не раз жертвовал богатые дары, в том числе и на помин невинно убиенных по его повелению людей. Многие жертвователи завещали похоронить себя на территории монастыря.
Во многом благодаря монастырю, расцветало и село, развивалось культурно и экономически, к 1776 году выросшее в город Красный Холм с прекрасными церквами и позднее с огромным Владимирским собором на главной площади.
К сожалению, при советской власти храмы, в т.ч. и Владимирский собор были разрушены.
Кроме тайн истории российской, Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь хранит и тайну зодчества. Тайну удивительную для такого отдалённого уголка центральной России. Одним из памятников, особенно привлекавших внимание исследователей, явился Никольский собор.
Построен он в технике смешанной кладки: стены сложены из белого камня, а своды – из кирпича. Обращает на себя строительный материал, из которого сооружён собор. Никольский собор представлял собой по архитектурному типу крестовокупольный храм, четырёхстолпный и трёхапсидный, с одной световой главой. Мощный цилиндрический барабан с большой луковичной главой венчал здание. Никольский собор, очевидно, является первым после Московского Успенского собора храмом на московской почве с крестовыми сводами.
Ни имени зодчего, ни имени тех, кто непосредственно трудился над сооружением храма, бездонный колодец памяти не сохранил. Все учёные приходят к единому мнению, что уникальность собора заключается в сочетании древнерусской типологии, образности с влиянием итальянской школы зодчества. И мастер, создававший собор либо сам был итальянцем, либо впитал в себя мастерство итальянской школы, участвуя в строительстве знаменитого Успенского собора Московского кремля, где работали мастера из Италии. Не исключена версия причастности к строительству Никольского собора Аристотеля Фиорованти (!). Ведь строительство Успенского собора московского Кремля было закончено в 1479 г., а Никольский собор начат в 1481 г. Вот почему сегодня европейские ученые готовы включить Антониев монастырь в круг памятников всемирного наследия.
Краснохолмский Антониев монастырь благополучно просуществовал до октябрьского переворота. После 1917 года Антониева обитель разделила судьбу многих русских монастырей. Наступило страшное время, когда обитель превратилась в руины. Иконы, библиотека, архив и церковная утварь были вывезены, а монастырские постройки переданы в ведение различных организаций и учреждений. В 30-е гг. ХХ в. архитектурный комплекс монастыря понёс невосполнимые утраты, ряд его сооружений был разрушен, другие частично разобраны. Началось разрушение обители со стен Никольского собора. Собор лишился всех своих сводов с главой, апсид алтаря и столбов внутри. От главного собора сохранилось лишь три стены: южная, северная и западная, большая часть памятника, к сожалению, не уцелела. Потом погибли и фрески Никольского собора.
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь сегодня:

  • недействующий объект культовой (православной) архитектуры;
  • в настоящее время находится в руинированном состоянии;
  • архитектурный памятник федерального значения;
  • объект историко-культурного наследия Тверской области.

В настоящее время стоит вопрос:

  • о его возрождении в качестве действующего монастыря;
  • о возрождении и реставрации уникальных памятников архитектуры.

Сегодня:

  • делаются первые шаги по возрождению духовной жизни округи;
  • делаются первые шаги по возрождению монашеской жизни;
  • активно распространяется информация о монастыре с целью привлечения внимания к проблеме его восстановления и возрождения;
  • снимаются репортажи, видеоролики, фильмы, пишутся статьи, даются интервью;
  • ведется научное изучение истории монастыря, проводятся экскурсии по его территории;
  • существует около 150 Интернет-ресурсов, которые разносторонне освящают проблемы монастыря.

Краснохолмский Антониев монастырь, и в частности уникальный Никольский собор является древним и довольно редким памятником архитектуры, нуждающимся в восстановлении. Тверская епархия предпринимала шаги по восстановлению молитвенной жизни в разрушенных стенах собора. В 2004 году на территории монастыря был установлен Поклонный крест.
Ежегодно в день памяти Антония Краснохолмского рядом с руинами его обители стала звучать молитва, но практические действия по восстановлению монастыря стали осуществляться только с 2010 года. Связано это с появлением необыкновенного человека, который твердо сказал: обитель сия возродится. Его зовут иеромонах Силуан (Конев). Указом архиепископа (ныне митрополита) Тверского и Кашинского Виктора (№26 от 25 мая 2010 года) он принят в клир Тверской епархии и определен штатным священником Николо-Кладбищенской церкви города Красного Холма. Одновременно иеромонаху Силуану поручены подготовка к регистрации и ведение дел по ремонтно-восстановительным работам Краснохолмского Антониева мужского монастыря.
Иеромонах Силуан приехал в Красный Холм из Александро-Невской лавры г. Санкт-Петербурга. Этому предшествовала цепочка событий. «Началось с того, что я увидел фотографии монастыря, – говорит иеромонах Силуан. – Кольнуло меня в сердце, стало обидно, что такой монастырь потерян для церкви, для русской культуры… Потом я подумал, что хорошо, если бы получился фильм об Антониевом монастыре. Вы знаете, когда я показывал эти фотографии писателю Михаилу Кураеву (автору сценария фильма «Раскол»), он интуитивно выдохнул «Ах!» – первое впечатление творческого человека от видов разрушенного монастыря. Наверное, у меня было похожее впечатление. Но цель была не просто снять кино, а помочь фильмом восстановлению обители». А когда съемки закончились, иеромонах Силуан спросил себя: «И всё? Фильм сняли, я уеду, а здесь все так и будет?». Он отмечает, что созданный фильм - это не просто история монастыря, а размышление о нашей жизни и о месте человека в ней. Одна из целей фильма – привлечение внимания к бедственному состоянию уникального памятника культуры неравнодушных людей. Фильм был уже показан в Красном Холме, Твери, Санкт-Петербурге, где был тепло принят зрителями и получил благоприятные отзывы. Планируется дальнейший показ фильма в городах Тверской области, Москве, на фестивалях документального кино по всей стране.
По словам иеромонаха Силуана сегодня регистрация нового монастыря, даже возвращаемого церкви, нелегка: сначала необходимо зарегистрировать архиерейское подворье, а после этого через год, когда будет формироваться братия, можно регистрировать и монастырь, как действующий. С регистрацией будет проще участвовать в программах реставрации. А пока силами прихожан очистили территорию монастыря от мусора, сделали забор.
«Летом приезжали реставраторы из Москвы, давали советы, каким образом поддерживать состояние архитектурных памятников. Пока нет у нас юридического статуса, структуры по охране памятников дальше бесед со мной не пойдут. Но уровень памятников монастыря настолько высок, что нет сомнения: государство должно нас поддержать, – говорит отец Силуан, - главное – понимать, что это храмы. И даже в том виде, в каком сейчас находятся, они представляют ценность не только для церкви, но и для культуры. Мы потеряем их, и ничего подобного уже построить не сможем». Так вышло, что в настоящее время иеромонах Силуан и руководитель, и прораб, и PR-менеджер. Но все-таки его основная задача – миссионерская.
Иеромонах Силуан часто выступает с беседами в библиотеке, в техникуме, в училище, в школах. Ребятам нравятся беседы об истории монастыря, милосердии, добре, нравственности. Вопрос «Когда же к нам снова придёт отец Силуан?» звучит в стенах учебных заведений всё чаще.
В 2011 году был основан Благотворительный Фонд Восстановления Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. Кроме создания Фонда, была проделана и другая работа, предваряющая деятельность по восстановлению обители. Так, Тверской объединенный музей создал передвижную выставку по результатам проведенной исследовательской работы, возглавляемой искусствоведом, заведующим кафедрой государственной академии славянской культуры А.М. Салимовым. Создан макет Краснохолмского Антониева монастыря.
В Краснохолмском краеведческом музее в июле 2011 года открылась экспозиция, посвященная истории обители преподобного Антония. В планах организаторов Фонда на следующий и дальнейшие годы - создание попечительского совета, оформление необходимых документов для начала восстановительных работ, проведение раскопок на территории обители, строительство деревянной часовни, помещения для проживания монахов и трудников. Первым зданием, которое предполагается восстанавливать, станет Никольский собор. Для осуществления планов необходимы немалые финансовые вложения, а потому будет осуществляться поиск меценатов и благотворителей, которыми может стать любой желающий. Всю информацию о Фонде и его деятельности можно будет найти на сайте Краснохолмского монастыря: http://antoniev-mon.narod.ru . В настоящее время идёт восстановление части монастыря, постройки конца XVIII века – церкви Зосимы и Савватия Соловецких.br/> 17 октября 2010 года в храме состоялась первая Божественная Литургия, которую можно считать началом возрождения к жизни Николаевского Антониева монастыря. С поздней весны до ранней осени иеромонах Силуан совместно с прихожанами молится в трёх стенах, которые остались от Никольского храма.
Он верит, что в обитель вернется успешный, разумный труд в сочетании с молитвой и духовным развитием – то устройство жизни, которое противоположно хаосу и смятению, нетвердости идеалов и шаткости нравственных устоев. Его искренняя вера в возрождение святой обители передаётся и всем жителям Красного Холма и района.

Даст Бог, и Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь возродится.

 

Субботник п...
Субботник по благоустройству монастыря 3 Субботник по благоустройству монастыря 3
Фрески Нико...
Фрески Никольского собора Фрески Никольского собора
Малый Братс...
Малый Братский корпус над проездными воротами Малый Братский корпус над проездными воротами
Краснохолмс...
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, общий вид, н Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, общий вид, н
Церковь Воз...
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Северо-вост...
Северо-восточная башня Северо-восточная башня
Церковь Зос...
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, (1797 г.), наши дни, д Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, (1797 г.), наши дни, д
Вид на мона...
Вид на монастырь при слиянии рек Вид на монастырь при слиянии рек
Фрески, цер...
Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2) Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2)
Вид на мона...
Вид на монастырь с северо-запада Вид на монастырь с северо-запада
Портал Нико...
Портал Никольского собора Портал Никольского собора
Вид из Нико...
Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 1) Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 1)
Макет Красн...
Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 2 Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 2
Вид на Крас...
Вид на Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь с севера Вид на Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь с севера
Фрески, цер...
Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1) Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1)
nikolsob
nikolsob nikolsob
Никольский ...
Никольский собор, наши дни Никольский собор, наши дни
Никольский ...
Никольский собор (1481-1493 гг.) Никольский собор (1481-1493 гг.)
Храм Покров...
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1592 г.), наши дни Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1592 г.), наши дни
Церковь Воз...
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Никольский ...
Никольский собор (1481-1493гг.) Никольский собор (1481-1493гг.)
Церковь Воз...
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Краснохолмс...
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, наши дни Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, наши дни
Вид из Нико...
Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 2) Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 2)
Иеромонах С...
Иеромонах Силуан (Конев) проводит экскурсии на территории монастыря Иеромонах Силуан (Конев) проводит экскурсии на территории монастыря
Никольский ...
Никольский собор, наши дни Никольский собор, наши дни
Церковь Воз...
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная (1690 г.) Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная (1690 г.)
Макет Красн...
Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря
Никольский ...
Никольский собор (1481-1493 гг.). Никольский собор (1481-1493 гг.).
Преподобный...
Преподобный Антоний Краснохолмский Преподобный Антоний Краснохолмский
Субботник п...
Субботник по благоустройству монастыря 1 Субботник по благоустройству монастыря 1
Никольский ...
Никольский собор Никольский собор
Субботник п...
Субботник по благоустройству монастыря 2 Субботник по благоустройству монастыря 2
Малый братс...
Малый братский корпус над проездными воротами Малый братский корпус над проездными воротами
Церковь Воз...
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная. Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная.

Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 1)
Вид из Никольского собора на Вознесенскую церковь, наши дни (фото 2)
Вид на Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь с севера
Вид на монастырь при слиянии рек
Вид на монастырь с северо-запада
Иеромонах Силуан (Конев) проводит экскурсии на территории монастыря
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, наши дни
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, общий вид, н
Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря
Макет Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 2
Малый братский корпус над проездными воротами
Малый Братский корпус над проездными воротами
Никольский собор
Никольский собор (1481-1493 гг.)
Никольский собор (1481-1493 гг.).
Никольский собор (1481-1493гг.)
Никольский собор, наши дни
Никольский собор, наши дни
Портал Никольского собора
Преподобный Антоний Краснохолмский
Северо-восточная башня
Субботник по благоустройству монастыря 1
Субботник по благоустройству монастыря 2
Субботник по благоустройству монастыря 3
Фрески Никольского собора
Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1)
Фрески, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (2)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1592 г.), наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная (1690 г.)
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная, наши дни
Церковь Вознесения над Красными Воротами надвратная.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких, (1797 г.), наши дни, д